В Санкт-Петербурге завершила работу II Международная научно-практическая конференция «Свет в музее»

Конференция «Свет в музее» — единственное в мире крупнейшее мероприятие для специалистов светотехнической и музейной отраслей, целью которого является обсуждение всех аспектов развития музейного освещения. Эта сфера охватывает широкий круг задач как по созданию световой среды для наилучшего представления и восприятия музейных экспонатов, так и по минимизации негативного влияния света на произведения искусства, а иными словами – по сохранению культурного наследия.

В трехдневной конференции, которая в смешанном формате с 18 по 20 апреля проходила на площадке Государственного Эрмитажа, приняли участие почти 300 представителей различных музеев, производителей светотехнического оборудования, научных и исследовательских организаций, образовательных учреждений, студий светодизайна.

     Ведущие российские и зарубежные специалисты обсудили современное состояние и перспективы развития музейной световой среды, создания приборов и осветительных систем, вопросы воздействия света на экспонаты, современные стандарты по вопросам музейного освещения, включая терминологию, нормы и методы контроля, современные световые решения и техники освещения в современных музеях.

     В ходе конференции различные доклады представили более 30 участников. В их числе генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский,  Президент МСК «БЛ ГРУПП», завкафедрой светотехники НИУ МЭИ, председатель НТС «Светотехника» Георгий Боос, заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа Алексей Богданов, замдиректора по фондовой работе Государственного Исторического музея Марина Чистякова, арт-директор компании «СветоПроект» (подразделение МСК «БЛ ГРУПП») Карстен Винкельс, президент Национальной академии дизайна Юрий Назаров, председатель Ассоциации светотехников Тихоокеанского региона (Lux Pacifica), профессор Токийского университета Матахару Такао и другие специалисты музейной и светотехнической отраслей.

     Приветствие участникам конференции направил губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, с видеообращениями в ходе торжественного открытия конференции выступили глава Росстандарта Антон Шалаев, президент Международной комиссии по освещению Питер Блаттнер и другие.

     В рамках Конференции состоялось расширенное заседание Научно-технического совета светотехнической отрасли РФ (НТС «Светотехника»), а также организованный НТС «Светотехника» совместно с кафедрой светотехники НИУ «МЭИ» и журналом «Светотехника» мастер-класс по музейному освещению.

Участники об итогах конференции:

     Президент МСК «БЛ ГРУПП», завкафедрой светотехники НИУ «МЭИ», председатель НТС «Светотехника» Георгий Боос:

     «В ходе конференции мы продуктивно поработали: обсудили назревшие проблемы и вопросы, требующие консолидированного решения. И, конечно же, рады были видеть в прекрасных стенах Эрмитажа руководителей и сотрудников многих российских музеев, реставрационных и светотехнических предприятий. В программе прозвучали доклады, посвящённые самым разнообразным вопросам музейного освещения: от отдельных примеров применения светодиодной техники и интеллектуальных систем, до теоретических вопросов поиска новых форм в световой музейной композиции. Благодарю Государственный Эрмитаж, Михаила Борисовича Пиотровского и Оргкомитет конференции под руководством Алексея Валентиновича Богданова за прекрасную организацию мероприятия и площадку, на которой впервые за прошедшие в первой конференции «Свет в музее» четыре года, наконец, смогли лично встретиться специалисты из музеев и светотехники чтобы обсудить широкий круг научных и практических вопросов».

     Заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа Алексей Богданов:

     «В ходе нашей второй конференции «Свет в музее», как и на первой в 2018 году, были представлены результаты многих исследований, научных работ по различным вопросам и проблемам такой важнейшей сферы как музейное освещение, состоялись оживленные дискуссии. Были сформулированы новые задачи, обозначены направления для исследований и разработок. Например, сложившаяся в настоящее время ситуация позволит стимулировать отечественные предприятия к разработке и производству приборов, в том числе светодиодных, для музейного освещения. И я надеюсь, что российская промышленность, наконец, откликнется на эти нужды. Тем более, что по итогам первой конференции ВНИСИ во взаимодействии с музейным сообществом впервые в мировой практике были разработаны и вступили в силу в 2020 году национальные стандарты для светодиодных приборов музейного освещения.

     Или, например, прозвучал совершенно неожиданный доклад Русского музея — выяснилось, что реставраторы все еще пользуются устаревшим оборудованием, лампами 30-летней давности. И им требуются новые приборы, в том числе светодиодные, работающие в ультрафиолетовом диапазоне.  Но таких приборов пока нет, и, чтобы их создавать, необходимо еще разработать соответствующие стандарты и нормативы. Возможно, надо также задуматься и об инфракрасном оборудовании».

     Генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского светотехнического института (ВНИСИ) имени С.И. Вавилова Анна Шахпарунянц:

     «В конференции очно приняли участие около 200 человек, многие, в том числе иностранные специалисты, имели возможность участвовать онлайн. Так, к нам присоединились и выступили онлайн президенты ведущих мировых светотехнических организаций – Международной комиссии по освещению и Ассоциации светотехников Тихоокеанского региона. На этой конференции более детально были подняты вопросы освещения реставрационных мастерских и рабочих мест, с докладами на эти темы выступили представители Русского музея, Реставрационного центра им. И.Э. Грабаря и ГосНИИР. В общей сложности, программа была насыщенная и охватила широкий круг вопросов музейного освещения. Доклады вызвали живой интерес публики, что, несомненно, подтверждает нужность и актуальность проведения конференции «Свет в музее»».

     Президент Национальной академии дизайна Юрий Назаров:

     «Первое, что хотел бы отметить. Оргкомитет провел огромную работу по формированию повестки дня, подбору очень интересных спикеров, по организации всей конференции. Мы отдаем должное упорству, настойчивости, целеустремлённости тех замечательных людей, которые собрались.

     Второе. Тема конференции невероятно важная, потому что музей — это не только научно-исследовательская сфера, но и работа со зрителями.  Ведь то, как подается музейный материал, зависит от людей, освещающих и охраняющих эти экспонаты. Без света мы ничего не увидим.

     Также я хочу отметить товарищеский дух, который здесь присутствует. Участники друг друга не только хорошо знают, но постоянно помогают – не только советами, но и конкретными делами. Делятся программами, своим опытом, творческими находками. Это ценный багаж каждого из специалистов, которые здесь присутствуют. И это говорит о прекрасной атмосфере, созданной благодаря мудрой работе оргкомитета.

     О контенте. Неважно, в какой области ты специалист, дизайнер или светотехник – очень интересно услышать из первых уст о проведенной работе, проектах, деталях, нюансах. У каждого выступавшего были свои сверхинтересные фрагменты докладов. Все это создало информационный массив, который заслуживает отдельного издания.

     И еще — я хочу сказать спасибо Санкт-Петербургу за хорошую погоду. Согласитесь, что в солнечный, ясный день знания даются легко, и жить намного веселее!»